Описание: Материал затрагивает основные положения готовности ребёнка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма. Подготовка к этому новому периоду в жизни ребёнка и его родителей будет несколько проще, если знать критерии готовности к школе (что должен знать ребёнок, какими должен обладать навыками, права и обязанности родителей, советы и рекомендации психологов).

Назначение: Материал предназначен родителям будущих первоклассников, педагогам подготовительных групп ДОУ.

Цель: повышение компетенции родителей по вопросам готовности детей к школе.

Задачи: познакомить родителей с содержанием готовности ребёнка к школе; предложить практическое руководство и конкретные формы работы с детьми дома.

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом между дошкольным и школьным возрастом. Для успешного обучения в школе необходима не только умственная, нравственно-волевая, но и прежде всего физическая подготовка.

Физическая готовность к школе.

Физическое созревание организма (хорошая осанка, зрение, развитие мелких групп - мышц развитие кистей рук, координация движений в соответствии с возрастной нормой).

Устойчивость к нагрузкам.

Гибкость в адаптации к новому режиму.

Совет: организуйте распорядок дня (стабильный режим, полноценный сон, прогулки на воздухе).

Умственная готовность детей к школе.

Определяется познаниями ребенка об окружающем мире. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:

  • принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
  • обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
  • понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
  • иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
  • делать простой логический вывод;
  • копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
  • ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
  • механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
  • находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
  • хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
  • уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Мотивационная готовность к школе.

Это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность к школе.

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Созревание эмоционально – волевых процессов (способность делать не только, что хочу, но и то, что надо; не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно; умение сосредоточиться, управлять эмоциями; адекватная самооценка, положительный образ себя).

Умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

Навыки первоклассника.

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
  • причёсываться своей расческой;
  • мыть ноги перед сном тёплой водой;
  • утром и вечером чистить зубы;
  • при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой тщательно пережёвывать пищу;
  • умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
  • пользоваться носовым платком;
  • быстро одеться, раздеться, убрать постель;
  • содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
  • содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
  • при входе в помещение вытирать обувь;
  • переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
  • при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
  5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

ПОМНИТЕ, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

ПОМНИТЕ, для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

Никогда не забывайте, что самое главное для ребенка в любом возрасте – это уверенность в собственных силах и в Вашей поддержке.

Удачи Вам и Вашему юному гению!

Памятка для родителей первоклассников!

Обязанности родителей:

  1. Обеспечить получение общего образования детей.
  2. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
  3. Соблюдать порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимися и их родителями.
  4. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.

Права родителей:

  1. На выбор школы, языка, языков образования.
  2. Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
  3. На ознакомление с локальными актами школы, образовательными программами, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, оценками успеваемости своих детей.
  4. На получение информации о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение или участие в обследованиях, отказываться и получать информацию о результатах обследований.
  5. На согласие или несогласие предоставлять персональные данные для обработки (свои и ребёнка).
  6. На добровольное согласие или отказ участвовать в привлечении дополнительных средств на нужды школы.

Летние каникулы обязательно следует проводить с пользой для детей, а для будущих первоклассников это актуально вдвойне.

Как развивать мелкую мускулатуру ребёнка:

  • лепка из теста, пластилина, глины;
  • скатывание шариков из салфеток, катание шариков, бусин разного диаметра, камешков;
  • нанизывание бусин, пуговиц на нитки;
  • штриховка в разных направлениях простым и цветными карандашами, рисование, раскрашивание мелом, красками, фломастерами;
  • работа с ножницами (вырезание по шаблону, гармошкой);
  • конструирование из бумаги (оригами), работа с иглой;
  • пальчиковая гимнастика;
  • рисование узоров по клеточкам в тетради;
  • занятия на стадионе на снарядах, где требуется захват пальцами.

*Занимайтесь систематически (2-3 раза в неделю), желательно в одно и то же время. Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

*Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

*Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий.

*Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

*Не ругайте, не стыдите за неудачи. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно. Обязательно найдите, за что похвалить во время каждого занятия.

Приятные хлопоты – важные дела!

Особую радость доставляют ребёнку покупки школьных принадлежностей. Сначала приобретите ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, повертеться перед зеркалом, похвастаться перед друзьями. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, объясняйте назначение каждой. Пусть ребёнок даже поиграет с предметами под Вашим присмотром. Постепенно у ребёнка проснётся интерес к новой жизни, которая его ожидает.

Надеюсь, что представленная информация будет полезна всем заинтересованным лицам.

Спасибо за внимание.

Консультацию подготовила воспитатель высшей кв. категории Фархутдинова Ф.К.