Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников
Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются: достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова); устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.
Словообразование– образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).
Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)
Формирование навыков словоизменения
Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»
В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.
Подвижная игра «В зеленом лесу»
В зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)
Зеленый листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед) Зеленая шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки») Зеленая музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем к левому левую)
Зеленый кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)
Играет зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)
Формирование навыков словообразования
Дидактическая игра «Семья»
с предметами – заменителями Детям предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера. Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.
Подвижная игра « Вечер»
Вечер зимний в небе синем (дети встают со стульев)
Звезды синие зажег. (встают на носки, потягиваются)
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)
учитель-логопед Назарьева Т.П.