Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются: достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова); устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.

Словообразование– образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)

Формирование навыков словоизменения

Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.

Подвижная игра «В зеленом лесу»

В зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)

Зеленый листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед) Зеленая шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки») Зеленая музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем к левому левую)

Зеленый кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)

Играет зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)

Формирование навыков словообразования

Дидактическая игра «Семья»

с предметами – заменителями Детям предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера. Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.

Подвижная игра « Вечер»

Вечер зимний в небе синем (дети встают со стульев)

Звезды синие зажег. (встают на носки, потягиваются)

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)

учитель-логопед Назарьева Т.П.