Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.

Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно-социальная, эмоционально-волевая.

  • Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний: он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
  • Личностно-социальная готовность подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
  • Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Интеллектуальная (познавательная) готовность к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?

  1. Внимание.
    • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
    • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
    • Уметь выполнять работу по образцу
    • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
  2. Математика.
    • Цифры от 0 до 10.
    • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
    • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
    • Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.
    • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
  3. Память.
    • Запоминание 10-12 картинок.
    • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
    • Пересказ текста из 4-5 предложений.
  4. Мышление.
    • Заканчивать предложение
    • Находить лишнее слово из группы слов
    • Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.
    • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
    • Складывать пазлы.
  5. Мелкая моторика.
    • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
    • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
    • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
    • Выполнять аппликации.
  6. Речь.
    • Составлять предложения из нескольких слов.
    • Понимать и объяснять смысл пословиц.
    • Составлять связанный рассказ по картинке и серии картинок.
    • Выразительно рассказывать стихи.
  7. Окружающий мир.
    • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
    • Называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Рекомендации родителям по подготовке детей школе

  1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
  2. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей. Формируйте у них мыслительные способности, наблюдательность, пытливость. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним и др.
  3. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  4. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в прочитанную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, а других одобряет.
  6. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственно-полезными и психологически безопасными.
  7. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
  8. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
  9. Развивайте в ребенке настойчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца.
  10. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас.

Помните, Вы для своего ребёнка – самый лучший друг.

Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо,

день за днём помогайте ему преодолевать ошибки!

Удачи вам, уважаемые родители!