А вы знали, что когда мы читаем сказки детям, мы не только их учим добру, милосердию и прочим благим качествам, но и финансовой грамотности!

Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике. Сказки могут не только заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь. Но и сподвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания. Любая сказка: народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Экономические знания, которые мы можем пополнять детям - это знания в областях труд, производство, обмен, потребности, деньги, доход, ведение хозяйства.

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

  • Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
  • Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
  • Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

А вот список сказок по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических представлений:

  • Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: «Жадная старуха»; «Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок», «Морозко» «Хаврошечка», «Мужик и медведь», «Телефон» К. И. Чуковский, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, «Жадная старуха» Смоленцова А.А, «Петушок и бобовое зернышко» К.Д. Ушинский
  • Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство: Обмен: «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»; «За локоток- курочка, за курочку-гусочку»; «Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»; «Кошелечек» «Золотая антилопа», «Али-баба и сорок разбойников» «Муха-Цокотуха»К. И. Чуковский, «Золотой ключик или приключение Буратино» А.Н.Толстой, «Огниво» Г. -Х. Андерсен, «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев
  • Сказки отражающие труд людей: «Так сойдет»; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»;«Бобовое зернышко», «Федорино горе» К. Чуковский, «Трое из Простоквашино» Э.Успенский, «Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: «Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»; «Чудесная рубашка»; «Сынок-с-кулачок»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Хитрая наука», «Как старик корову продавал» С. Михалков, Книга Т.Смирновой, «Белка и компания», сказка « Как Миша из покупателя превратился в продавца »), С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Смоленцева А.А «Как барин овцу купил».
  • Сказки, знакомящие с понятием «реклама»: «Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»; «Дятел и лиса»; «Два мороза»; «Колобок»; «О щуке зубастой», «Кот в сапогах» Ш.Пьеро, «Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен Знакомя детей со сказкой нужно стараться вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

Не знаете, о чем поговорить с детьми, возвращаясь из детского сада домой???

Задание «Проблемная ситуация»

Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Ситуация №1. «Письмо Ослику».

Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Вопросы к детям:

  • Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?

Ситуация №2. «Заработанные деньги».

Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

  • Как Белочке заплатить за работу мышатам?
  • Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

Ситуация №3. «Салон красоты»

Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.

Вопросы:

  • Как жители королевства узнали о новом салоне?
  • Что такое реклама?