Многие дети проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки».

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

Но возможны и более поздние возрастные рамки проявления кусачести.

Причины

  • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден);
  • защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;
  • отсутствие речи;
  • еще не умеет сочувствовать другим людям;
  • пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;
  • подвергается строгому (физически) наказанию родителями.
  • испытывает гиперопеку («чрезмерное давление любовью») со стороны взрослых;
  • чувствует дефицит внимания к себе;
  • не желает выполнять требования взрослых;
  • в семье рождается второй ребёнок;
  • чувство неуверенности в себе и своих силах;
  • страх;
  • стрессовые ситуации;
  • неправильное воспитание (избалованность);
  • переизбыток энергии, которую больше не на что направить;
  • проблемы в семье;
  • пример других воспитанникам детского сада;
  • смена привычной обстановки (как защитная реакция);
  • сложности в построении отношений с другими детьми или воспитателем

Если укус произошёл:

  • Посмотрите кусаке в глаза и скажите строгим, недружелюбным голосом: "Не смей кусаться, это больно". Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями - ребенок может не понять их.
  • Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь к его рту, что нельзя кусать людей''. Добавьте, ''если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо, подушку, яблоко и т.п.'' и дать ему в руку один из указанных предметов. Скажите ''этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет''.
  • Не вините воспитателя, родителя укусившего ребенка в случившемся! Только совместные положительно направленные действия родителей и педагога помогут избавиться малышу от этой привычки.

Как отучить кусаться

  • Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.
  • Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет. Например, вежливо попросить словами или рукой.
  • Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.
  • Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
  • Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно
  • Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
  • Любите ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
  • Старайтесь не перенапрягать ребенка дома. Игры с песком, водой, эспандером, массажным мячиком, мягкой игрушкой помогут снять напряжение у ребенка.
  • Играйте с ребенком в ролевые игры, рассказывайте сказки про «Кусаку» и то, как здорово играть вместе!
  • Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
  • Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
  • Больше обнимайте ребенка, целуйте, гладьте, хвалите за хорошие поступки.

Положительная оценка хороших действий малыша, станет незаменимым помощником в борьбе с кусанием. Обязательно хватите малыша, за все действия и поступки, которые вы поддерживаете. Особенно за проявленное терпение, сдержанность и миролюбие. Ребенка нужно хвалить каждый раз, как вы видите его хорошее поведение. Но при этом важно, что похвала должна быть словесной и ни в коем случае не иметь ценный эквивалент, такой как сладости или игрушки.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Педагог-психолог Азнабаева Е.А.

Сказки для кусающих детей

Сказка о крокодильчике, который любил кусаться.

Авт.: Осипова В., Овечкина А., Кучерова Г.Пацакула И., Князева Л.

Жил-был маленький крокодильчик Крокус. Он жил в реке с мамой и папой. По утрам, когда все жители реки собирались на солнечной отмели, крокодильчик Крокус выбирал себе самое лучшее местечко. Если там кто-то сидел, не задумываясь он хватал и кусал его за хвостик или ухо или лапку.

- Почему ты делаешь мне больно? Спрашивали его все.

-А папа мне говорит: «Умей завоёвывать себе место под солнцем!»

Однажды утром на его любимом месте оказался огромный камень. Крокодильчик по привычке сделал «щёлк» зубами и заплакал…

-Ой мои бедные зубки! -Почему ты мне сделал больно? – причитал крокодильчик. Но камень молчал.

Как ты думаешь, будет крокодильчик ещё кусаться?

Сказка про Волчонка.

Авт. Ирина Терентьева

Жил-был в лесу один Волчонок. Он очень хотел, чтобы его все уважали. И поэтому он всем и всегда показывал свои острые зубы.

Встанет Волчонок утром, пойдет гулять. Увидит, что мимо Бельчонок с орешками идет, а Волчонок как свою пасть широко откроет, да как громко ею хлопнет прямо перед носом Бельчонка. Тот все орешки сразу побросает и на дерево залезет прятаться.

Идет дальше гулять, встретит Медвежонка. И станут они вместе в мячик играть. Бегают веселятся, а у Медвежонка в мячик получается лучше с мячиком играть. Вот тут то Волчонок как покажет ему свои зубы, да возьмет и мяч укусит. Тот и лопнул.

А Медвежонок расстроился и домой ушел. Идет Волчонок дальше гуляет. Смотрит - а навстречу ему Ёжик торопится, на спинке грибы несёт. И так тут Волчонку грибов захотелось.

-А ну-ка, отдавай грибы! - крикнул он Ёжику.

-С чего это? Я сам их собирал, сам и есть буду!- отвечал тот.

А Волчонок по привычке решил научить Ёжика себя уважать и как его укусил. И тут же на весь лес раздался громкий-громкий крик – это Волчонок забыл, что Ёжик-то колючий!

-А ты приставучий! - удивился Ёжик. - Зачем кусаешься? Если тебе нужны грибы, то иди и собирай сам! Вон на той поляне за елкой их много-много!

-Но меня же все уважают из-за моих зубов!

-Ты глупый! - ответил Ёжик. - Никто тебя не уважают, а только боятся. Драчунов не любят и не уважают!

-Что же мне делать? - спросил Волчонок.

Но Ёжик его уже не слышал. Он побежал по тропинке дальше по своим делам. Грустный-прегрустный побрел Волчонок домой, даже грибов уже не хотелось. Дома мама-Волчица полечила его раненые зубки и сказала ему:

-Глупенький ты мой, уважают не за зубы и не за кулаки. А уважают за добрые поступки и помощь другим! Вон у нашего папы зубищи-то какие огромные. Но его ведь никто не боится, потому что знают, что он никого не укусит и не обидит. Зато все нашего папу-Волка уважают, потому что он всем помогает и добрые дела делает!

Как Петя друзей нашел.

Авт. Ирина Терентьева

Жил-был мальчик Петя. Он всегда отбирал у всех игрушки, а свои прятал за спину и никому их не давал. Петя как обычно пошел гулять и увидел, что дети играют в песочнице с новыми формочками, которые принесла девочка Катя. Пете тоже захотелось поиграть со всеми этим формочками. Он подошел к детям и забрал у них все формочки. Детки начали плакать. А Катя стала просить Петю вернуть ей формочки. Но Петя так и не вернул ей формочки. На другой день, когда Петя пришёл играть, дети ушли из песочницы. Ему пришлось играть одному и только своими игрушками. И так проходил день за днем.

Но, однажды, Катя пришла гулять со своим новым самокатом. Все остальные дети на нём катались по очереди и смеялись. Им было хорошо и весело, а Петя сидел один в большой песочнице и грустил. Никто не хотел с ним играть. Пете стало так грустно, что он заплакал. Катя была доброй девочкой. Она обратила внимание, что Петя грустит. Подбежала, погладила его, и сказала:

- Не грусти. Если хочешь, то можешь покататься на моем самокате, мне не жалко. Пойдем!

Петя очень обрадовался и побежал быстрей кататься, и веселиться с другими детками. Ему еще никогда не было так весело. И Тут Петя понял, что играть вместе – это так весело и интересно. Пете стало так стыдно, что он раньше отбирал у всех игрушки. Он побежал домой и принес все те формочки, что отобрал у Кати и отдал их хозяйке. А еще он принес и свои игрушки и дал детям поиграть. Петя понял, что это очень здорово - иметь много друзей и делиться с ними игрушками.

Как Лимончик в садике кусался. (сказка для малышей, которые кусаются в детском саду)

Авт. Яна Горбунова

Бегемотик Лимончик не всегда ходил в детский сад. Раньше он был дома с мамой. Но всем деткам нравится играть с друзьями. Вот и Лимончику хотелось найти друзей, и мама решила отвести его в детский сад.

Желтый бегемотик посмотрел, как много других бегемотиков в саду. Увидел, что мама ушла и очень испугался. От испуга он стал кусаться. Представляете, по-настоящему. Хочет взять игрушку и сразу «Цап» бегемотика за руку. Другой бегемотик плачет, а Лимончик с игрушкой убегает. Страшно Лимончику вдруг — он опять бегемотика «Цап». Тот плачет, рыдает, может и в ответ ударить.

Мама с папой конечно расстраивались, когда узнавали, что Лимончик кусается. А он приходил в садик, и снова становилось страшно. И он снова кусался.

И вот однажды Лимончику приснился сон. Он пришел в садик, а там никого! Совсем пустой садик. А мама с папой как будто не заметили. Попрощались с Лимончиком и ушли. Лиомнчик зашел в свою группу: все игрушки стоят, никого нет. Ни взрослых, ни детей. Сел бегемотик на стульчик и ждёт.

И тут случилось странное — в группу зашел Крокодил. Большой и зубастый. Зашел и давай все вокруг грызть и кусать. Все игрушки искусал, все стулья погрыз. На Лимончика совсем внимание не обращает. Бегемотик сначала тихонько сидел, а потом не выдержал и говорит:

— Крокодил, ну что ты делаешь?

— А что? Зубы точу! Тебе можно, а мне нельзя?

— А я кусаюсь, когда злюсь или мне страшно! А не просто зубы точу! — Лимончик даже разозлился. Он никогда не стал бы просто так игрушки ломать.

— Да? А я думал, что ты тоже хочешь большие зубы. КУСАТЬСЯ ПЛОХО! — Крокодил остановился и внимательно посмотрел на Лимончика. — То есть тебе страшно, ты злишься, и тогда кусаешься?

— Да, так и есть.

— Ничего себе! Давай я тебя научу, как игрушки просить? — Крокодил схватил любимую машинку Лимончика.

— Отдай, это моя машинка, верни! — Лимончик хотел укусить Крокодила, но посмотрел на его большие зубы и не решился.

Крокодил ждал.

— Пожалуйста, отдай мне машинку. Или даже лучше — давай вместе поиграем.

Крокодил радостно запрыгал на месте и заклацал своими большими зубами.

— Ура! Лимончик понял — КУСАТЬСЯ ПЛОХО!

Тут в группу вернулись все бегемотики. Крокодил куда-то пропал. Сон закончился.

Когда Лимончик проснулся, в руках у него была любимая машинка. Бегемотик пошел в садик и все время вспоминал Крокодила.

— Кусаться плохо, — думал Лимончик и за целый ни разу не обидел другого бегемотика. А через несколько дней даже подружился со всеми малышами в садике. И оказалось, что в садике весело и интересно. И совсем не страшно. Лимончик очень рад, что Крокодил научил его просить игрушки и показал, что кусаться плохо!

(с) Яна Горбунова

Попался, который кусался для детей 2-3 года

Автор: Остер Григорий Бенционович

Прибежал бобр к барсуку и спрашивает:

- Твой след на опушке?

- Мой! - отвечает барсук.

- Ну так я тебя поздравляю! Лис идёт по твоему следу.

- Куда идёт? - испугался барсук.

- Сюда идёт!

- Может, это ещё и не твой след, - сказал бобр.

- Не мой. Это мышонка след. Это за ним, значит, лис...

Маленький мышонок шёл по лесу и пел песенку: "Мы в хорошем настроении гуляем по лесам..."

А за мышонком крался лис.

- Я задержу лиса, - сказал бобр барсуку, - а ты беги...

Барсук кинулся бежать, даже не дослушал, что ему бобр сказать хотел.

- Сам сказал: "Беги!" - стал оправдываться барсук.

- Я говорю: "Беги предупреди мышонка, а я лиса задержу".

- Стой! - остановил лиса бобр. - Ты зачем за мышонком гоняешься? Нехорошо к маленьким приставать.

- А к большим хорошо приставать? - спросил лисёнок, схватил бобра и забросил его подальше.

Бобр упал прямо в дупло к лесным пчёлам.

- Мёд я не ем, - быстро сказал бобр. - Он противный.

Пчёлы возмутились и кинулись на бобра.

- Нет, нет, - поправился бобр, - мёд прекрасный, но я его не ем.

А барсук догнал мышонка и крикнул:

- Мышонок, беги!

- Куда бежать? - удивился мышонок.

Барсук хотел всё ему объяснить, но лис из-за дерева погрозил барсуку кулаком.

- Э-э-э-э... - сказал струсивший барсук, - куда хочешь - беги. Иди. Гуляй.

- Что же ты мышонка не предупредил? - спросил бобр.

- А ты почему лиса не задержал? - спросил барсук.

Мышонок шёл и ничего не замечал. А лис подкрался уже совсем близко. Вышел мышонок на полянку, а там избушка. В окошке заяц сидит, чай пьёт.

- Эй, мышонок, - сказал заяц, - а за спиной-то у тебя этот... как его... рыжий... лис.

- Где? - обрадовался мышонок.

Обернулся, увидел лиса и закричал:

- Ага! Попался, который кусался!

И мышонок кинулся на лиса.

Лис сначала растерялся, но потом всё-таки схватил мышонка.

И тут из окошка выглянул медведь.

- Что случилось? - спросил он.

- А... пустяки! - ответил заяц. - Лиса бьют.

Лис испугался медведя и отпустил мышонка. А мышонок стукнул лиса прямо в нос.

Бобр и барсук смотрели из-за куста за всей этой сценой и "болели" за мышонка.

- Эх! Не так надо было стукнуть! - сказал бобр.

- А как? - спросил барсук.

Бобр показал как.

- Уберите от меня этого вашего!.. - кричал лис и пятился от мышонка.

Наконец лис не выдержал и кинулся удирать. Мышонок погнался за ним. Бобр и барсук тоже погнались. Но лис бежал так быстро, что его не поймали.

- Вы его не бойтесь, - сказал мышонок друзьям. - Если что, вы меня зовите.

И они все вместе запели песенку:

Мы в хорошем настроении
гуляем по лесам.
Кто обидеть нас захочет
сам получит по усам.

Маленький медвежонок

(Автор О.Хухлаева)

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки.

Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,- так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.

— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал:т«Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.

- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..- закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами.

Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»- решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А

Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.